Инженеры из Нидерландов придумали новую систему движения для, так называемых, наноспутников серии CubeSat: предполагается, что движителем этих спутников могут стать молекулы испаряющегося льда. Описание проекта этой новой технологии было опубликовано в журнале Acta Astronautica. И уже не кажется шуткой объявление о ремонте и обслуживании холодильного оборудования применительно к космическим аппаратам.
Как правило, к наноспутникам относят космические аппараты, имеющие крайне малые размеры. Так, например, платформа CubeSat, получившая широкое распространение, в своем составе содержит кубические модули, размер ребра которых не превышает десяти сантиметров и вес которых всего около килограмма. Подобные небольшие спутники легко запускать в космос (они не составляют слишком большую надбавку веса для основного груза ракеты). Это делает их великолепным инструментом для проведения недорогих научных исследований. Тем не менее, отсутствие у этих спутников реактивного двигателя, накладывает серьезные ограничения на их управляемость.
Чтобы решить данную проблему, Анджело Червоне (Angelo Cervone) из Дельфтского технологического университета придумал и создал ракету, которая в качестве движителя использует ледяную тягу. Он предложил в спутники CubeSat загружать сто граммов льда. Достигнув заданной орбиты, в устройстве начнется процесс возгонки вещества (это когда вещество испаряется сразу же, не переходя в состояние жидкости). При этом начинают выделяться молекулы пара. Если изначальной мощности такого реактивного двигателя будет недостаточно, то ее можно увеличивать при помощи нагревательного элемента.
Пробный образец устройства по плану запустят в космос уже через несколько лет. В настоящее время группа исследователей во главе с Червоне изучают способы сохранения льда в исходном состоянии до момента запуска спутника. Дело в том, что ожидать запуска спутник может порой в течение нескольких дней. Предполагается, что в крайнем случае воду можно было бы замораживать уже на орбите в космосе, однако данное решение ведет к усложнению конструкции наноспутника.
При этом стоит заметить, что у новой системы реактивной тяги уже имеются свои конкуренты. Так в лаборатории реактивного ускорения Массачусетского технологического института создают систему хода, которая основывается на электрораспылении, а ученые Университета штата Мичиган разрабатывают миниатюрный ионный двигатель. Тем не менее, Анджело Червоне считает, что все эти разнообразные технологии будут работать совместно и дополнять друг друга. Чтобы запустить спутник на более значительное расстояние лучше всего подходит энергия заряженных частиц, а для корректировки положения на орбите для небольших по времени проектов отлично подойдут двигатели на ледяной тяге.