Москва. 22 октября. INTERFAX.RU — Разгонный блок «Бриз-М», виновный в августовской аварии космических аппаратов «Экспресс-МД2» и Telkom 3, разрушился на околоземной орбите, и теперь его обломки представляют потенциальную угрозу безопасности Международной космической станции (МКС). «Распад произошел 16 октября. При этом образовалось порядка пяти объектов, которые разошлись по орбитам с высотами от 5 тысяч км, до 250 км. В зону потенциального риска входит большое количество космических аппаратов, в том числе Международная космическая станция, которая летает на высоте около 400 км», — сообщил «Интерфаксу » источник в ракетно-космической отрасли. Он отметил, что это был не взрыв — «просто „Бриз-М“ разделился на отсеки».
По словам собеседника, несмотря на распад «разгонника», контроль безопасности полета МКС ведется в обычном режиме, поскольку на трассе полета станции отслеживаются и другой «космический мусор». «Просто в списке потенциально опасных объектов появились новые элементы», — сказал собеседник. Говоря о спутниках «Экспресс-МД2» и Telkom 3, собеседник агентства рассказал, что они пока находятся на высоких и устойчивых орбитах. «Говорить об исходящей от них угрозе или о возможности их падения на Землю в ближайшее время не приходится», — сказал он.
В то же время в подмосковном Центре управления полетами «Интерфаксу» рассказали, что обломки разрушенного разгонного блока «Бриз-М» пока не представляют угрозы МКС. «Элементы, образовавшиеся от распада „Бриза-М“, угрозы МКС в настоящий момент не представляют», — сказал представитель ЦУПа, отметив, что осколки действительно находятся на высотах, близких к высоте орбиты станции.
Ранее ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, сообщил «Интерфаксу », что разгонный блок «Бриз-М», находящийся на нерасчетной орбите после аварии со спутниками «Экспресс-МД2» и Telkom 3, может перегреться и взорваться, оставив после себя облако металлических обломков. «Разгонный блок не выполнил до конца программу полета, поэтому в нем осталось около половины из первоначальных 20 тонн топлива. Трудно сказать, к чему это приведет, но не исключено, что от перегрева солнечным светом топливо может взорваться», — сообщил он.
По его словам, такие случаи уже были в истории мировой космонавтики. Чаще другой космической техники на орбите взрываются третьи ступени ракет, входящие в атмосферу с остатками топлива.
Как пояснил НЭйсмонт, при штатном завершении работы разгонного блока, из него стравливаются остатки топлива, но в случае аварии этого не происходит. «В этом случае с разгонным блоком может произойти все что угодно», — сказал он.
У «Бриз-М», отметил специалист, предусмотрено обеспечение теплового режима, но не на длительный срок. Создать же режим теплозащиты, подставляя Солнцу то одну, то другую сторону разгонного блока не получится, поскольку нет возможности им управлять, рассказал Эйсмонт.
Он не исключил такие варианты развития событий, как детонация топлива от перегрева или возгорание легковоспламеняющегося топлива в случае нарушения герметичности бака. Направление разброса обломков разгонного блока при взрыве будет зависеть от многих условий, и сказать, на каком расстоянии от места детонации рассеются обломки, не представляется возможным.
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и двумя спутниками связи — российским «Экспресс-МД2» и индонезийским Telkom 3 стартовала 6 августа с космодрома Байконур. Ракета-носитель отработала штатно. Дальнейшее выведение спутников должно было производиться за счет четырех включений маршевой двигательной установки разгонного блока.
Третье включение продолжалось меньше положенного. Спутники были выведены на нерасчетную орбиту. Аварийная комиссия пришла к выводу, что авария произошла из-за засорения магистрали наддува дополнительных топливных баков горючего разгонного блока «Бриза-М». Из-за аварии было сменено руководство ГКНПЦ им. Хруничева — разработчика и производителя разгонного блока.