Российский ученый разработал концепцию тросового лифта из нанотрубок длиной в 400 тысяч километров, который позволит доставлять грузы с Земли на Луну.
Ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН, ведущий специалист российского НПО имени Лавочкина Александр Багров считает, что ракетная техника не может обеспечивать необходимый грузопоток к Луне, и нужна другая транспортная система.
«Мы можем опустить тросовый лифт от Луны к Земле высотой в 400 тысяч километров. Главное, чтобы трос не доходил до Земли окончательно, он должен опускаться до уровня примерно 50 километров не долетая Земли», — сказал Багров во вторник, выступая на научных чтениях памяти Циолковского в Калуге.
Как уточнил ученый, этот проект не является проектом НПО имени Лавочкина или Института астрономии РАН, где он работает, а его личной инициативой.
«Доставка груза к лифту с поверхности Земли может осуществляться с помощью стратоплана. Проекты таких стратопланов уже очень активно разрабатываются в нашей стране. А доставляемый на Землю с Луны груз можно просто сбрасывать с парашютом после отсоединения от конца троса», — пояснил Багров.
По его словам, если использовать в качестве материала троса углеродные нанотрубки, которые необходимо для этого создать, то трос миллиметрового сечения возле Земли будет иметь массу в 20 тонн. Сам лифт сможет поднимать грузы массой от пяти тонн и, возможно, и больше. Багров также уточнил, что скорость транспортировки должна быть достаточно высокой.
«К примеру, если лифт будет двигаться со скоростью скоростного поезда, то есть 380 километров в час, то грузы будут доставляться от Земли к Луне в течение месяца. Если же использовать магнитную подвеску на лифте, то будет постоянное ускорение 10 метров в секунду. В таком случае, максимальная скорость на середине пути достигнет уже 60 километров в секунду, а весь путь до Луны займет 3,5 часов», — отметил Багров.
По его словам, на этом лифте можно будет перевозить и людей, поскольку за счет ускорения перегрузки не будут превышать показателя, который может выдержать человек.
«При использовании троса за сутки можно осуществить три перемещения. К примеру, при разовой загрузке пять тонн это даст (грузопоток) 15 тонн в сутки», — добавил специалист.
Для осуществления этого проекта необходимо выполнение ряда задач, в частности, изготовление троса и нанотрубок, разработка высокотемпературного сверхпроводника и нанесение его на трос, сообщил Багров.
Самой идее космического лифта уже более ста лет. Основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский предлагал построить башню высотой в тысячи километров, прикрепленную к некоей тверди на околоземной орбите. Однако самый прочный из современных Циолковскому материалов — сталь, не выдерживал и малой доли предполагаемой нагрузки.
Главная проблема постройки космического лифта — создание троса, по которому подъемник должен передвигаться. Он должен быть изготовлен из очень прочного и одновременно легкого материала. Теоретически на его роль подходят углеродные нанотрубки, однако технология их получения в промышленных масштабах и сплетения нитей в волокна еще не разработана. Тем не менее, в начале 2000 годов НАСА и некоторые коммерческие компании в США и других странах разработали несколько проектов по созданию таких лифтов, ни один из которых пока не реализован.