Вы здесь

Медведев посылает самолеты в неизвестность

Тема создания собственного российского регионального самолета не дает покоя премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Она вновь всплыла накануне во время встречи главы правительства с членами Совета Федерации. Впрочем, инициатором обсуждения проблем авиационной отрасли в этот раз стал не он, а председатель верхней палаты Валентина Матвиенко, пребывающая под впечатлением от поездки в Комсомольск-на-Амуре, где ей довелось побывать на авиационном предприятии. Руководство завода поведало экс-губернатору Санкт-Петербурга о том, что у них есть проект регионального самолета, который за два года может быть поставлен в серию. Мешает лишь отсутствие заказов. Обеспечить их могло бы государство, полагает Матвиенко. «Может быть, создать лизинговую компанию, придумать механизмы мотивации, заинтересованности региональных авиакомпаний, брать в лизинговые компании эти самолеты и налаживать региональное сообщение», — пояснила она.

Глава правительства, разумеется, охотно пообещал подержать проект в числе прочих ему подобных. При этом он отметил, что речь идет не о среднемагистральном самолете, а о машинах, которые будут летать внутри одного региона. «У нас пока есть целый ряд идей, но они все небезупречные. Если говорить о самолетах, которые выполняют перевозки внутри одного региона, на короткие относительно расстояния. К сожалению, прежний парк выработал свой ресурс, а внутри страны пока очевидной модели нет. Есть несколько моделей, которые можно доводить до ума», — рассказал Медведев. Он не преминул добавить, что пока эта проблема не решена, какое-то время неизбежно придется использовать иностранный авиапарк.

Напомним, еще в начале июля 2012 г. глава правительства предложил Минэкономразвития и Минпромторгу подумать об отмене таможенных пошлин на гражданские самолеты вместимостью до 72 мест. Позднее он повторил эту мысль на совещании по вопросу о развитии региональных авиаперевозок пассажиров, прошедшем в начале августа в Новосибирске. Там же прозвучала и тема создания собственного самолета, либо самостоятельно, либо с участием иностранных партнеров. Однако президент РФ Владимир Путин, согласившись со вторым предложением, выступил категорически против отмены пошлин. Как только это произойдет, на весь срок действия таких нулевых пошлин в России не будет произведено ни одного самолета, и даже когда срок действия нулевых пошлин закончится, отраслевые специалисты снова начнут на них настаивать, мотивировал он свою позицию.

По итогам совещания в Новосибирске Минтрансу и Минпромторгу было поручено до 1 октября во взаимодействии с авиакомпаниями подготовить предложения по проектам создания воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок пассажиров и по мерам государственной поддержки таких проектов.

Но не слишком ли большие надежды возлагают российские правители на гипотетический самолет? Система региональных перевозок развалилась не столько из-за того, что летать стало не на чем, сколько некому и некуда. Да, сегодня региональные перевозки в России находятся в удручающем состоянии, хотя они крайне необходимы — в огромной стране полно уголков, куда можно добраться только воздушным путем. Но сколько в тех уголках жителей, летающих часто и способных за это платить немалые деньги. В советские годы экономическая составляющая волновала мало. В условиях рыночной экономики рентабельность вышла на первый план. И многие маршруты закрылись просто потому, что стали невыгодны. А вслед за ними стали закрываться невостребованные более аэродромы. Ежегодно из эксплуатации выбывают до 100 региональных аэродромов. И не мешало бы повернуть вспять или хотя бы остановить этот процесс, прежде чем заниматься проектированием новых самолетов. Просто для того, чтобы им было куда летать.