Вы здесь

Что такое МЕТА-определители

У начинающегося знакомиться с языком HTML часто возникают проблемы с получением информации по некоторым его элементам, особенно если эти элементы считаются как бы опциональными и не совсем обязательными. Подобная ситуация относится и к метаопределителям или метатегам. Давайте разберемся, что это за зверь. Метаопределители или, иначе говоря, метатеги – это особые элементы HTML, которые размещаются в головной части документа, т.е. в его заголовке, и выполняют только служебную функцию. А это означает, что от них не зависит то, как будет отображаться в браузере веб-страница, и что они ни каким образом не могут повлиять на ее содержимое. По сути метатеги – это дескрипторы (описатели) свойств HTML-документа. В результате своих не совсем явных функций метатеги очень часто обделяются внимание. И совсем, между прочим, незаслуженно. Любому человеку известно, что не бывает в природе ничего лишнего. То же относится и к языкам программирования – каждая команда имеет вполне определенную функцию и для чего-то предназначена. Вот о пользе метатегов мы и поговорим.

Итак, метатеги располагаются в заголовочной части HTML-документа, т.е. внутри элемента head. Согласно стандарту метатеги следует помещать после элемента title. Можно выделить два вида метаданных. Основное их различие заключается в используемых атрибутах, что, соответственно, определяет их различное предназначение. Первая группа – это метатеги с атрибутом name. Они имеют следующий синтаксис:


<meta name="значение1" content="значение2" />

И первой командой данного класса будет метатег, имеющий следующую запись:


<meta name="description" content="небольшое описание вашей веб-страницы" />

Главное предназначение данного тега-директивы – предоставить информацию о данной веб-странице поисковым системам. Дело в том, что некоторые поисковики, например, Google, используют данные этого метатега для создания описания страницы при включении ее в результаты поиска по запросу пользователя. При этом другой подход к формированию страницы результатов поиска состоит в том, что описание формируется на основе первого текстового фрагмента веб-страницы. Таким образом, этот метатег позволяет вам самостоятельно составить привлекательный текст-описание вашей веб-страницы, который заинтересует пользователей некоторых поисковых систем.

Следующий метатег, который достоин внимания, это


<meta name="keywords" content="список ключевых слов через запятую" />

В данном метатеге перечисляются ключевые слова, которые, как вы считаете, релевантны содержимому данной веб-странице. Это те слова и фразы, по которым ваш сайт должен находиться поисковиками. Следует помнить, что таких слов должно быть не больше 30, так как все поисковые машины индексируют ограниченное количество слов.

Следующий метатег выполняет приблизительно аналогичную функцию, что и первые два. Разграничить их механизмы действия крайне трудно, так как разные источники приводят очень непохожую, а зачастую и противоположную информацию. Предположительно данный тег предназначен для поисковиков с нестандартными алгоритмами индексации веб-страниц. Итак, данный метатег имеет следующую форму записи:


<meta name="abstract" content="описание веб-страницы и список ключевых фраз через запятую" />

По большому счету данный описатель применяется весьма не часто. Однако если вы вдруг решили использовать его на собственной веб-странице, то вы можете без зазрения совести вписать сюда текст из метатега с полем description. Тем не менее, проявление фантазии приветствуется, и вы имеете полное право придумать совершенно иное описание.

Следующий метатег:


<meta name="subject" content="основная тема веб-сайта" />

Он описывает главную тему веб-страницы. Описание должно быть коротким – одно-два слова. Опять же, как и с другими метатегами, этот метатег предназначен для облегчения регистрации и индексации веб-сайта в некоторых поисковиках.


<meta name="page-type" content="тип страницы" />

Данный метатег довольно спорен, так как все поисковые системы по-своему классифицируют проиндексированные ресурсы. Предназначение же его состоит в том, чтобы автоматически размещать ссылку на сайт в конкретный тематический раздел поискового сервера. Самым нейтральным будет использование фразы "informational resource".

Следующие два метатега:


<meta name="distribution" content="global" />
<meta name="rating" content="general" />

которые используются для определения региона информационной принадлежности вашего веб-сайта. Данные теги имеет смысл изменять только в том случае, если данные, публикуемые на вашем сайте, имеют ярко выраженную географическую направленность. Если же это не так, то стоит оставить их без изменений, так как иные установки способны значительно сказаться на том, как будет проиндексирован ваш ресурс поисковыми системами.

Предназначение следующих метатегов – предоставить информацию для тех поисковых систем, которые не умеют работать с элементом title.


<meta name="title" content="заголовок-титул веб-страницы" />
<meta name="page-topic" content=" заголовок-титул веб-страницы" />

В соответствующий атрибут content вполне можно поместить информацию из элемента title вашей веб-страницы.


<meta name="site-created" content="дата создания сайта" />

Данный метатег используется для определения даты, когда бывл создан веб-сайт. Иногда эту дату некоторые поисковики используют в файлах отчетов в виде дополнительной информации. Записывать дату следует в виде МЕСЯЦ-ДЕНЬ-ГОД с начальным нулем, например, 06-11-2010.

Следующий метатег


<meta name="expires" content="дата" />

используется для указания даты прекращения работы сайта, после которой информация о нем будет вычеркнута из информационной базы поисковика. Формат записи даты такой же, что и в метатеге о времени создания сайта.


<meta name="revisit" content="X days" />
<meta name="revisit-after" content="X days" />

Данные два метатега в функциональном смысле совершенно одинаковы. Они сообщают поисковикам, через какое количество дней им необходимо переиндексировать ваш веб-ресурс. Эти метатеги используются в том случае, если на веб-странице часто и регулярно появляются новые материалы. Применение этих команд позволяет избежать повторной регистрации веб-сайта в поисковых системах, так как все будет сделано поисковиком автоматически. В атрибуте content вместо символа X следует поставить необходимое число от 1 до 30.


<meta name="robots" content="noindex" />

Данный метатег предписывает поисковым системам не индексировать соответствующую веб-страницу.


<meta name="robots" content="nofollow" />

Данная команда запрещает поисковому роботу переходить по ссылкам, присутствующим на этой веб-странице.


<meta name="content-language" content="язык" />

Данный метатег сообщает язык, на котором написана информация на этом сайте. В атрибуте content указывается название языка в английской интерпретации, т.е. english или russian. Необходимо предупредить, что при регистрации в некоторых англоязычных поисковых системах декларация русского языка может послужить причиной отказа в регистрации веб-сайта.


<meta name="resource-type" content="document" />

Следующая команда декларирует тип вашего веб-ресурса. Чтобы избежать недоразумений, лучше его не менять.


<meta name="audience" content="all" />

Этот метатег декларирует целевую аудиторию веб-сайта. Например, для порносайтов их владельцы, которым не желательно, чтобы их ресурс посещали несовершеннолетние, указывают в атрибуте content значение adults. При этом стоит сказать, что в настоящее время многие поисковые системы, кроме специализированных, не регистрируют веб-страницы с подобным значением данного атрибута.


<meta name="robots" content="index,all" />

Данный метатег указывает поисковым системам, что все страницы и документы должны быть проиндексированы.


<meta name="copyright" content="имя автора или вебмастера, копирайт" />
<meta name="author" content=" имя автора или вебмастера, копирайт" />

Приведенные два метатега по сути одинаковы и используются для указания на авторские права хозяина ресурса. Информация из этих метатегов некоторыми поисковиками помещается в файл отчета.


<meta name="reply-to" content="электронная почта" />

Такое метаопределение декларирует адрес электронного почтового ящика для связи с автором публикации или веб-ресурса. Иногда отображается в результатах поиска некоторых поисковых систем.


<meta name="owner" content="имя владельца или название компании" />
<meta name="address" content="физический адрес владельца" />
<meta name="owner-type" content="corporation, company/small или personal" />

Все три метатега содержат данные о владельце веб-сайта. Первый метатег декларирует полное имя владельца-частного лица или название фирмы. Второй метатег информирует об адресе офиса, где предоставляется дополнительная информация. В третьем метатеге содержится информация о типе компании: corporation – крупная корпорация, company/small – небольшая фирма, personal – физическое лицо или частный предприниматель.


<meta name="publisher-name" content="компания или лицо, опубликовавшее веб-сайт" />
<meta name="publisher-type" content=" corporation, company/small или personal" />
<meta name="publisher-location" content="ru" />

Первые два метатега практически аналогичны предыдущим метаопределителям. Разница между ними состоит в том, что в данных тегах указывается информация не о владельце веб-сайта, а о тех, кто занимался его опубликованием. Не всегда издатель веб-сайта – то же самое лицо, что и владелец. На такой случай и рассчитаны эти метатеги. В атрибуте content тега publisher-location указывают символы домена первого уровня той страны, где был опубликован веб-ресурс, или же аббревиатура US, если издатель в США.


<meta name="home-url" content="url" />

В данном метатеге декларируется адрес домашней странички разработчика/издателя данного ресурса. Как правило, в данном теге указывается ссылка на ресурс разработчика, когда веб-сайт создавался для стороннего заказчика. Таким образом, информация из этой команды может помочь потенциальным клиентам найти тех, кто разрабатывал и/или опубликовал этот веб-ресурс.


<meta name="generator" content="название программы" />

Данный метатег – пример совершенно бесполезной команды, которая не имеет никакого смысла. Этот тег изобрели разработчика html-редакторов в качестве рекламного средства своих программ. Почти все визуальные редакторы для верстки веб-страниц автоматически подставляют данный метатег в html-код веб-страницы без всякого разрешения со стороны пользователя. Вообще наличие данного тега абсолютно безвредно для веб-документа, но и польза от него нулевая.

Второй тип метатегов использует атрибут http-equiv. Если первый тип метатегов выполняет чисто информативную функцию, то метатеги второго типа способны выполнять некие вполне определенные задачи во время трансляции html-документа по протоколу HTTP. Данные метатеги позволяют придать веб-сайту ряд интересных свойств, которые иногда бывают необходимы веб-дизайнера.


<meta http-equiv="refresh" content="n; url=http://имя_сайта/имя_страницы" />

Данный метатег позволяет указать браузеру, что необходимо осуществить переход по адресу, заданному в атрибуте content через n секунд. Это очень удобно, когда сайт изменил свой адрес. В этом случае достаточно по старому адресу оставить файл index.html с данным тегом и разъяснительным сообщением. Также, иногда такой прием используется для автоматического перенаправления посетителей со страницы-заставки на главную страницу сайта. Если в атрибуте content не указывать адрес перехода, то браузер будет перезагружать текущую веб-страницу через каждые n секунд.


<meta http-equiv="expires" content="Tue. 01 Jan 1998 02:00:00 GMT" />

Данная команда задает дату, когда веб-страница будет считаться устаревшей для HTTP-протокола. Очень часто в этом метатеге определяют изначально уже устаревшую дату, что помогает не допустить кэширования файла на диск. Дело в том, что все браузеры записывают полученные html-документы на локальный диск пользователя в особую папку. Если пользователь повторно нажимает на просмотр этого сайта, то браузер загружает его уже из этой специальной папки. Таким образом, значительно уменьшается время считывания html-документов. Этот процесс и носит название кэширования. При нежелательности кэширования этот тег и может помочь.


<meta http-equiv="content-type" content="text/html; charset=utf-8" />

Данный метатег позволяет контролировать пользовательскую кодировку веб-страницы. Благодаря этой команде, браузер пользователя получает информацию о том, какая кодировка у данной веб-страницы, и автоматически переключается на нее. Используя этот метаоприделитель, необходимо быть крайне внимательным. Одной из наиболее частых ошибок начинающих веб-мастеров является представление html-документов в кодировке, отличной от указываемой в метатеге. Как следствие, такую страницу совершенно невозможно прочитать в браузере, а среди веб-мастеров сама ошибка воспринимается, как крайняя степень непрофессионализма. Кроме всего этого почти все http-серверы реализуют автоматическую смену кодировки в соответствии с настройками браузера пользователя. Таким образом, принудительное указание кодировки в метатеге может привести к отображению в браузере малосодержательных и совершенно непонятных иероглифоподобных знаков.

Тем не менее, использовать или нет на своих веб-страницах метатегов, и каких именно, решать только веб-мастеру. Никто не требует их обязательного использования.